Войти

Человек на своем месте

«Советский Спорт», 13.12.1987

В перерыве его никто не ругал – ни партнеры, ни тренеры. Напротив, у всех нашлись для него слова утешения. Какие точно, он не помнил – так костил себя в те минуты за злосчастную ошибку. Надо же, столько лет мечтал выйти на поле в футболке сборной, столько раз уже во сне и наяву представлял себе этот день, и так «отличился» на глазах у стотысячных «Лужников». Ничего себе дебют…

– Я же все время его в поле зрения держал! – И сегодня, спустя три месяца после игры, эмоции Вадима Тищенко ничуть не остыли. – Когда защитник Аяш для штрафного мяч устанавливал, лишний раз убедился – вот он, мой Туре, никуда не денется. Заодно и штрафную всю взглядом окинул – наших больше, французы все под контролем – отобьемся. Подача – и мяч меня перелетает, а значит, и Туре тоже, мы же рядом стоим. Хорошо, успел подумать, дальше Вася Рац разберется. Оборачиваюсь и с ужасом вижу, как взлетевший на фантастическую высоту мой подопечный аккуратно сверху вниз укладывает головой мяч в сетку наших ворот… По трибунам, как мне показалось, тяжкий вздох прокатился – все сто тысяч недоумевали, как же можно так по-детски ошибиться. Ведь выиграй сборная – и почти наверняка ей в финале выступать, а тут давай, отыгрывайся. Всем – за одного.

– Но все же отыгрались…

– Правда, уже без моего участия – тогда, 9 сентября, меня в перерыве матча заменили. Спасибо ребятам – выручили, а то бы до сих пор спать спокойно не мог – возились со мной тренеры, разбирали, как я против Туре персонально должен играть, а я его в первом же серьезном эпизоде и упустил – и всей команде расплачиваться.

– Самокритичность – качество, конечно, во всех отношениях полезное. Но не всем, наверное, удается так сразу адаптироваться в экстремальной обстановке – огромная значимость игры, именитые соперники, непривычные партнеры…

– Партнеры-то все-таки не совсем новыми были. Я ведь три года назад в киевском «Динамо» уже пробовался – больше полугода в дубле выступал. Очень крепкая у нас команда была – Яковенко, Рац, Кузнецов, Михайличенко, а конкуренция за место в составе – ничуть не меньше, чем у мастеров. Игра вроде получалась – и у всех вместе, и у каждого в отдельности. Но все же пути наши надолго разошлись.

– Не захотели ждать?

– Киев казался мне таким огромным, а я себе в нем – таким провинциалом, что одиночество буквально захлестывало. Найти себя в большом городе я так по-настоящему и не смог и в итоге вернулся домой, в Винницу.

– Сегодня, оглядываясь назад, не жалеете об обратном билете трехлетней давности?

– Жалею, конечно. Надо было потерпеть. Может, держался я как-то обособленно… Горечь непризнания в «Динамо» скрасили мне тогда теплый прием «блудного сына» дома и звание чемпионов Украины, которое мы в конце сезона с «Нивой» завоевали – жизнь продолжалась.

– На следующий сезон она продолжалась уже во Львове…

– Да, подошло время служить в армии. Но и в СКА «Карпатах» я далеко не сразу себя нашел – в первом круге 85-го никак не мог к партнерам по полузащите притереться. А потом здорово на себя разозлился – что же, выходит, и первая лига мне не по плечу?! Куда, же тогда до воплощения давней детской мечты – в сборной страны сыграть? Да и некуда уже было отступать в 22 года. И в следующем сезоне стало наконец получаться, если судить по обилию приглашений в коллективы высшей лиги.

– А шагнуть вверх вместе и командой – не было такой мысли?

– Больших целей перед нами тренеры как-то не ставили – если в пятерке будете, то и здорово. Да и сами мы чувствовали, что до высшего, класса не доросли.

– Для второго своего перехода вы выбрали уже Днепропетровск…

– «Днепру» я еще с давних пор симпатизировал. И когда меня туда из Львова позвали, другие приглашения уже всерьез не рассматривал. Вот где большие цели ставились! Мне об этом еще раньше Ваня Вишневский, мой земляк, рассказывал. Наши с ним пути в Виннице дважды пересекались – он ведь в свое время тоже в высшую лигу подавался, в «Спартак». Из-за травмы у него там не заладилось, а так в предсезонном периоде твердо в основной состав входил. И вернулись мы с ним в «Ниву» одновременно – он из Москвы, я из Киева. Ваня в сердцах слово себе дал никуда больше не дергаться. Но видно же было, что уж вторую-то лигу он классом трижды перерос. И после полутора лет уговоров в Днепропетровск все же переехал.

– То есть вы считаете, если зовут в классную команду – надо идти?

– Конечно. А то будешь потом вспоминать, что был у тебя в жизни шанс по самому большому счету себя испытать, а не воспользовался. Не получится – другой разговор, но попытаться обязательно надо. Я убежден, что в хорошего игрока можно вырасти только в классной команде.

– Но поначалу «Днепр» в этом году вовсе не выглядел претендентом на место на пьедестале…

– Да, сразу у нас дело не очень дошло. Пока состав определился, пока Протасов прицел выправил – очки «Днепру» все-таки в основном его голы приносят, – соперники вперед и ушли.

Эта заминка на старте, считаю, и стоила нам в итоге звания чемпионов – последовавший за ней длинный спурт не оставил сил и времени для маленькой передышки, для глотка воздуха, так необходимого перед финишем.

– Но Тищенко тренеры, насколько мне известно, были довольны на протяжении всего сезона…

– Претензий Евгений Meфодьевич Кучеревский мне не высказывал, но сам я считаю, что на старте все же немного недодал команде. Как-то не получается у меня с места в карьер… Хотя и киевские уроки вроде даром не прошли (сообщения о моем возвращении в киевское «Динамо» были преувеличены), и выступления в составе олимпийской сборной, куда меня еще из Львова вызывали, уверенности прибавили. С другой стороны, команду, когда она не в лучшей форме, повести за собой может лишь ее лидер, а я же пока только-только претендую на роль одного из них.

– Теперь, когда лидеров в «Днепре» в связи с уходом Литовченко и Протасова поубавилось, для команды, наверное, очень важна будет обоснованность ваших претензий…

– Чего мне как раз недостает, так это уверенности в себе. То есть подсознательно я чувствую, что готов прибавить, и даже прилично прибавить, но как оно на деле выйдет…

– А если придется играть на нескольких фронтах?

– В олимпийской сборной я, не сочтите за нескромность, себя своим чувствую. Хотя поначалу в эту команду, еще из первой лиги, как в другой мир попадал, Все на несколько порядков выше – и скорости, и быстрота мышления, и накал страстей. Тяжко, словом, на первых порах было, но со временем и я в тот, другой футбол заиграл. И сейчас мы, считаю, неплохо смотримся – что зрелищно, что по результату. Играем себе в радость. А вот первая сборная… Не знаю у кого как, а у меня первый блин практически всегда классическим комом выходит. Чужие ошибки хоть и виднее, но я что-то больше на своих учусь. А время идет… В будущем году 25 стукнет. Пора, наверное, уже показывать, чему научился.

По случаю каждого дебюта всегда делается масса предположений в условном наклонении. А если бы пораньше, а кабы в другой команде… Впрочем, не каждого – только заметного. Когда на горизонте появляется личность. Сложная, мятущаяся, противоречивая, сама себя оценивающая далеко не однозначно. А как оценить ее нам? С ходу серебряная медаль чемпионата страны, заметная позиция в олимпийской сборной, появление, пусть пока и не триумфальное, в первой. Ничего себе дебют! Выходит, он пришел вовремя? И главное – на свое место.

О ком или о чем статья...

Тищенко Вадим Николаевич