Gazeta.ua, 03.11.2007
Виктор Серебряников – игрок киевского «Динамо» 1960-х годов. Мастер штрафных и любимец известного тренера Виктора Маслова. Серебряников назначает встречу в своей киевской квартире. Угощает чаем.
– Можете сравнить футбол ваших времен и нынешний?
– Разница в подходе к делу. Наши молодые спортсмены едут за границу или, по крайней мере, больше всего хотят попасть в зарубежную команду. А украинские клубы в то же время покупают второсортных легионеров. Высококлассный иностранный футболист не приедет сюда играть на наши деньги.
– В 1971-м, в 31 год, вы завершили футбольную карьеру. Почему?
– Начали подводить колени. В частности, на Кубке мира-1966 в Англии у меня было ущемление жирового тела правой ноги. Случалось, что выходил один на один с голкипером. Удобная ситуация для удара, но в последний момент заклинивает колено. Обошлось без операции. Но и футбольную жизнь себе укоротил.
– Вспоминаете ли интересные истории из футбольной жизни?
– Одну расскажу. Было это в 1962 году. Летели мы через океан. Только лишь самолет набрал высоту, стюардессы начали рассказывать, как действовать во время внеплановой посадки. О надувном матрасе, в котором есть свисток и порошок от акул. И вдруг мы пошли внизу. Все к иллюминаторам, видим – а там горит одна из четырех подвесных турбин. Мягко говоря, ситуация была напряженной. Откровенно скажу: в таких случаях железных людей не бывает. Вот и я решил переждать в хвосте самолета, в туалете. Стоял там молча и держал дверь. У меня в 22 года появилась первая седина.
– Вам пришлось играть с Валерием Лобановским. Каким он был человеком?
– Спокойным, но в то же время с амбициями. Помню матч с ярославским «Шинником». Сыграли вничью – 2:2. Хотя выигрывали по ходу встречи. Тогда от Маслова, или, как мы его называли, Деда, досталось всем. Дошел тренер и до Лобановского: «А ты, Валера, что делал?» Тот ответил, что на поле есть ювелиры и чернорабочие. Маслов снял очки: «А ты кто?» Валерий ответил: «Я – ювелир».
– Виктор Петровичу, вам повезли играть на двух Мундиалях. Какой из них запомнился больше всего?
– Каждый Кубок мира был по-своему особенным. Но в Англии в 1966-м мы сыграли лучше. Тогда был прекрасный состав. Тренер Николай Морозов хорошо подготовил сборную. Но мне не повезло. Накануне матча против Италии тренеры определили ориентировочный состав. Остальные отправились на банкет к мэру Сандерленда. Яшин попросил меня немного его «размять» – побить по воротам. И на этой тренировке я травмировался. Ночью распухло колено. Вместо меня поставили Воронина. Валерий набросился: «Серебро, что ты вытворяешь?! Я же вчера был на банкете! Разве так можно издеваться над друзьями?» Но сыграл он прекрасно.
– Вы искусно выполняли штрафные удары. Существовало выражение «дуга Серебряникова». Как отрабатывали умение?
– Это вовсе не «дуга», а выдумка журналистов. Мяч подвертывал через «стенку». Крутил или подрезал. На тренировках Вячеслав Соловьев устраивал нам из щитов «стенки». Я стремился пробить в обход щита и мог это делать с двух позиций. Несколько голов забил. Соперники начали тщательно изучать мою манеру и ставить дополнительного игрока в «стенку».
– Правда ли, что вы занимались с юным Олегом Блохиным?
– Да. Маслов попросил с ним, тогда еще 17-летним, поработать. Его скорость невероятна на поле. Впечатление, что игроки только разворачиваются, а Олег уже обыграл их. Но была одна проблема: добегая до ворот, никак не мог забить или передать пас с правой. Но позже, когда забивал, выходили красавцы голы. Если у человека талант, то это от Бога.
– Какие футбольные матчи сейчас смотрите?
– Лигу чемпионов, Кубок УЕФА. Из-за этого не спал несколько дней. Так что футбол у меня уже в печенках сидит.
– Полтора месяца назад руководство киевского «Динамо» сменило главного тренера команды. Стоило это делать?
– По моему мнению, нет. Сезон уже начался. Освобожденный тренер Анатолий Демьяненко имел представление о физическом и психологическом состоянии игроков.
О ком или о чем статья...
Серебряников Виктор Петрович