Войти

Олег Саленко: «Зенит» – моя родная команда»

«Невский Спорт», 17.06.2006

Пожалуй, в питерском футболе за 20 последних лет не было равных этому игроку по таланту. Ну, разве что нынешние примы «Зенита» Аршавин и Кержаков стоят рядом. Олег Саленко навсегда вписал свое имя в историю футбола, став лучшим бомбардиром чемпионата мира 1994 года.

Рекордсмен с «Золотой бутсой»

Олег Саленко подписал договор (о контрактах в то время еще речь не шла) с «Зенитом» вскоре после того, как ему «стукнуло» 16, в ноябре 1985-го. Быстро уладив формальности, паренька заявили в запас на матч с минским «Динамо». А 1 марта 1986 года в возрасте 16 лет 4 месяцев и 3 дней Саленко дебютировал в выездном матче с московским «Динамо». Выйдя на замену за 20 минут до финального свистка при счете 3:3, новобранец забил победный мяч, став самым юным голеадором чемпионатов СССР. Отец Олега Анатолий Гаврилович узнал об этом из радиорепортажа – тот приемник он хранит по сей день.

Откровенно говоря, свой потенциал наш герой реализовал не больше, чем наполовину. В чем-то не повезло с клубами, где-то помешал колючий характер, а на закате карьеры замучили травмы. Самую яркую страницу своей биографии Саленко перевернул на мундиале в США.

В России вспомнили, что я из Питера

– Если на одну чашу весов положить все ваши достижения в футболе, а на другую – пять голов в матче с камерунцами, какая бы перевесила?

– Сейчас уже понимаешь, что бомбардирские подвиги на американской земле были лишь эпизодом, хотя и ярким. Все-таки интересных событий, не связанных с тем чемпионатом мира, было намного больше. Я забивал «Барселоне», «Реалу», другим знаменитым клубам.

– Можно вспомнить, что на чемпионат мира вы могли отправиться еще в 1990-м. В финале Кубка СССР с московским «Локомотивом» Олег Саленко сделал хет-трик, забил важный гол «Спартаку», находился в отличной форме. Лобановский привлек вас в сборную на контрольные матчи. Но в Италию вы не поехали…

– «Ты – еще молодой, – сказал Лобановский. – Можешь сломаться, перегореть. Всему свое время». Позже Валерий Васильевич признал свою ошибку. У нас тогда была сыгранная команда, в основном состоящая из киевлян. Даже старшие ребята, вице-чемпионы Европы, ходили упрашивать Васильича. Мне тогда было очень обидно, ведь в Италии сборная могла сыграть намного сильнее.

– Вы могли проехать и мимо чемпионата мира в 1994-м. Повременили бы с уходом из «Динамо», возможно, выступали бы за сборную Украины?

– В то время команды Украины как таковой не существовало. Собрались мы на одну игру с венграми в Ужгороде, но она не была официально зарегистрирована в ФИФА. Когда уехал в Испанию, начал забивать за «Логроньес» – обо мне вспомнили и в России. Признаться, даже не сомневался в своем решении. Все-таки родился и вырос в Питере. К тому же со многими ребятами вместе играл в юношеских сборных – Серегой Кирьяковым, Омари Тетрадзе, Юрой Никифоровым… Прекрасно был знаком с тренерами Павлом Садыриным и Борисом Игнатьевым. Мне кажется, 12 лет назад у нас была еще сборная СССР, выступавшая под флагом России.

Мое достижение в Европе под сомнение не ставили

– Накануне чемпионата мира в нашей сборной случился, наверное, самый громкий скандал за ее историю. Если не ошибаюсь, в числе подписавших знаменитое письмо с требованием отставки Садырина сперва фигурировала и ваша фамилия?

– Я подписывал письмо против руководителей РФС, требование убрать Садырина в нем появилось потом, неожиданно для меня. Павел Федорович – вечная ему память – отличный специалист, и у меня даже не было мысли выступать против него. Как можно было отказать в доверии человеку, который впервые вывел сборную России на чемпионат мира? Садырин меня и в «Зенит» привел, сделал из меня футболиста. Другие ребята решили поиграть в демократию и не поехали в Америку. Хотя все прекрасно понимали, что «отказниками» управляли сверху. Спектакль был хорошо поставлен. Думаю, всем известен и «режиссер»… В сборную должен был прийти другой тренер, под него хотели выбить хорошие премиальные. В итоге команда оказалась раздробленной и не смогла реализовать свой потенциал.

– Приходилось слышать, что камерунцы, мягко говоря, не слишком выкладывались в последнем матче группового турнира. Обидно, что ваше бомбардирское достижение пытались принизить?

– Интересно, что накануне игры с Камеруном приходилось слышать, что мы должны были «сдать» игру. Мол, африканцы в случае победы выходили бы из группы и под это дело привезли нам деньги. Бред! Потом же, когда я забил пять голов, начали говорить обратное. Мы привыкли, что в России и Украине полно завистников. Это национальная черта. Нигде в Европе мое достижение под сомнение не ставили.

– Наверняка встречались после чемпионата с Христо Стоичковым, с которым разделили лавры голеадора?

– В шутку болгарин мне сказал: «Я тебя пожалел, мог бы забить еще, и не делили бы мы с тобой «Золотую бутсу». На что я ответил: «Это ты, Христо, скажи спасибо, что Россия дальше группового турнира не прошла».

Нужно было оставаться в «Валенсии»

– Контракт с «Валенсией» вы подписали еще до чемпионата мира. И насколько я знаю, он был не таким, на какой мог бы претендовать обладатель «Золотой бутсы»?

– Не только контракт, но и трансферная сумма.

– После ЧМ-94 в «Валенсии» появился еще один его триумфатор – тренер бразильцев Карлос Альберто, который и сейчас в Германии поведет сборную Бразилии к очередному чемпионству.

– С ним у многих игроков «Валенсии», и у меня в том числе, не сложились отношения. В то время в испанском чемпионате на поле могли выходить три легионера. Тренер нас тасовал, как колоду карт. Серб Миятович, бразилец Мазиньо, болгарин Пенев – все выходили на поле поочередно, а результата не было. С моей точки зрения, Паррейра может добиваться больших побед только со сборной Бразилии. В такой команде нужно поддерживать дисциплину и не мешать играть. Все остальное кудесники мяча сделают сами. А вот в клубах у него появляются проблемы.

– Через год Паррейру убрали, и на его место пришел Луис Арагонес – нынешний тренер сборной Испании. Может, стоило повременить с уходом из «Валенсии»?

– Конечно, я допустил ошибку. Арагонес уговаривал остаться, но в «Глазго Рейнджерс» собралась хорошая компания – Гаскойн, Лаудруп, хотелось поиграть в Лиге чемпионов.

– В сборную России вас больше не приглашали. Конфликт с Романцевым?

– Романцев вел себя непонятно – в телефонных разговорах убеждал, что мне нет смысла приезжать на товарищеские матчи, ты, мол, и так готов. Все это отголоски раскола сборной в 1994-м. Лидеры романцевской команды просили меня не вызывать.

Шевченко вряд ли забьет больше всех

– Матчи предыдущего мундиаля вы комментировали на одном из телеканалов.

– Лет пять назад на украинском телевидении появилась плеяда молодых тележурналистов. Они-то и стали привлекать к репортажам футболистов, тренеров, в том числе и меня. После того как вышел закон, что комментаторы должны работать на украинском языке, на телевидение меня больше не приглашали. Пару месяцев назад возник вариант отправиться в Германию с телеканалом «ЭРА» и выступать там экспертом. В мире такая практика весьма распространена. Увы, этот вариант сорвался.

– Сможет ли Андрей Шевченко заполучить «Золотую бутсу»?

– Сборная Украины далеко на этом чемпионате не продвинется. Поэтому, если Андрей хочет претендовать на «Золотую бутсу», ему нужно, как мне тогда, забить пять мячей в одном матче (смеется). Если же серьезно, то я бы поставил на Анри или Роналдо. Бразилец из тех футболистов, кто может весь сезон оставаться в тени, копить силы к чемпионату мира, а потом приехать и начать забивать.

Кержаков вместе с «Зенитом» должен сыграть в Лиге чемпионов

– За «Зенитом» продолжаете следить?

– А как вы думаете? Несмотря на то что уже много лет живу в Киеве, «Зенит» – моя родная команда. Очень рад за Александра Кержакова. Следил за ним едва ли не с первого дня появления в «Зените». Интересно, что Саша не заявил о себе на уровне юношеских сборных, а максимально раскрылся в питерской команде. На мой взгляд, сотня голов в различных турнирах к 23 годам – блестящий результат. Кто еще из наших форвардов шел с опережением графика Кержакова? Блохин, Протасов…

– Корректно ли сопоставлять эти достижения? Российский чемпионат не дотягивает до уровня союзного.

– Не согласен. За последние три сезона футбол в России вышел на высокий уровень.

– Кержакова упорно сватали в «Севилью». Как вы думаете, ему стоит пойти по дорожке, проторенной питерскими форвардами Олегом Саленко и Дмитрием Радченко?

– Мы-то уезжали не от хорошей жизни. В начале 1990-х и в России, и на Украине были совсем другие условия. Думаю, Александру не следует уезжать сейчас. Особенно в средний клуб, как это сделал Дмитрий Сычев, вскоре вернувшийся из «Марселя» в Россию. Кержаков вместе с «Зенитом» должен сыграть в Лиге чемпионов. А там, глядишь, кто-то из европейских грандов заинтересуется им.

– Чемпионат Украины сильно отстает от российского?

– На Украине борьба в чемпионате отсутствует в принципе. Между «Шахтером», «Динамо» и остальными – пропасть. Огромное количество проходных матчей, игр «дай на дай» отпугивают зрителей. В этом плане российский чемпионат выгодно отличается.

– Вечные вопросы – кто виноват, и что делать?

– Проблема в структуре клубов, финансировании, взаимоотношениях руководства с тренерами. Вернулся на Украину Протасов, который хочет и может вывести на лидирующие позиции «Днепр». Правда, Олег пока еще не понял, в какой чемпионат он попал. Нелегко и Александру Заварову в киевском «Арсенале». Впрочем, такие люди и нужны, чтобы ломать неприятные традиции.

– Может, в один ряд с бывшими одноклубниками встанете и вы? Есть желание попробовать себя на тренерском поприще.

– Желание-то есть, вот только независимых клубов на Украине немного. Так что пока ограничиваюсь играми за ветеранов киевского «Динамо». Кстати, в начале августа с этой командой приеду в Петербург.

Олексиенко Павел

О ком или о чем статья...

Саленко Олег Анатольевич