«Комсомольская правда», 30.12.2003
Сегодня Олегу Романцеву исполняется 50 лет. Накануне юбилея экс-тренер сборной России и «Спартака» дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде».
Когда летом, после громкого скандала, Олег Романцев ушел из «Спартака», заголовки газет оригинальностью не отличались: «Эра Романцева закончилась», «Развод Романцева и «Спартака»… Тогда много писали про конец эпохи, про невозможность представить себе Олега Ивановича в другой роли. И тогда казалось, что все это правда. Но через несколько месяцев Романцев уже принимал новую команду – подмосковный «Сатурн» – и, получается, открыл новую страницу, вместо того чтобы водрузить книгу о себе с золотым тиснением на обложке на полку.
Самая недоступная и самая интересная фигура нашего футбола запиралась, укрывалась от интервью, но накануне 50-летия Олег Иванович сделал исключение для «Комсомолки».
– Олег Иванович, минувший год получился очень сложным для вас. И все-таки какие-то приятные впечатления от него остались?
– Для любого тренера не может пройти незамеченным выигрыш Кубка России, а я вместе со «Спартаком» выиграл этот турнир. Даже несмотря на то, что команда была не самая сильная, ребята собрались, сумели победить. Это в моей футбольной жизни. В личной же было очень приятно порыбачить вволю. Две недели!
– Наверное, раньше вы такого себе позволить не могли?
– Конечно, нет. Можно сказать, в первый раз уделил любимому делу столько времени.
– Что поймали?
– Клев был отличный. Я не браконьер, для меня существует только один вид рыбалки – удочка.
– Получается, плюсы в этом году очевидные. Но ведь был и «развод» со «Спартаком». Как его пережили?
– Помощи мне не требовалось. Я сознательно пошел на этот шаг, считаю, что поступил правильно, и очень доволен, что в итоге оказался в «Сатурне». Это команда, которая хочет добиваться больших побед, ее руководство хочет развивать футбол. Мне это интересно. А друзья? Конечно, они не отвернулись. Они же друзья. На свой юбилей я пригласил 80 человек, это самые близкие мне люди, и все они подтвердили, что приедут. Не будет лишь тех, кто по работе просто физически не имеет такой возможности.
– Вы сказали, что решение порвать со «Спартаком» было правильным. Но вы же таким образом расстались с клубом, с которым были связаны всю жизнь.
– В тот момент это было единственное решение, которое могло помочь «Спартаку». И я буду рад, если так и будет.
– Когда в новом сезоне «Сатурн» выйдет играть против «Спартака», кошки не будут скрести по сердцу?
– Нет. Я как был, так и остаюсь спартаковцем. И мне совершенно не нужно никому ничего доказывать. У меня, знаете ли, доказательства всегда с собой. А вот «Спартаку» будет тяжело играть с «Сатурном», потому что новому руководству еще надо многое сделать. Как раз им есть что доказывать. Вот пусть и докажут.
– Правда ли, что вы собираетесь пригласить в «Сатурн» всю свою «старую гвардию» из «Спартака»?
– Конечно, приятнее работать с теми, кто знает твои требования, скажем, с Виктором Онопко. Да и с Сашей Ширко не придется начинать с нуля. Но комплектование команды не идет по такому принципу. Нам нужны игроки, которые усилят клуб, люди, у которых есть перспектива превратиться в мастеров в будущем. Все же понимают, что это футбол, а значит, только Всевышний знает, что из этого в итоге получится. Кстати, я всячески приветствую ограничение на легионеров в Премьер-лиге. Это важно. Что греха таить, взять средненького легионера действительно удобнее, чем ждать прогресса от молодого российского игрока. Но это неправильный путь. И с этим надо бороться. И тогда наша сборная будет выходить в финал чемпионата Европы не со второго места в слабенькой группе, а с первого, причем при любых соперниках.
– Можно ли назвать чудом то, что сделала наша сборная, попав в Португалию на чемпионат Европы?
– Назвать чудом? Мне кажется, для России это неправильно. Россия обязана попадать на большие турниры. И я очень рад, что наша команда не оказалась на обочине европейского футбола. Другое дело, что по особенности русского характера мы сначала загнали себя в безвыходную ситуацию, а потом радостно ее преодолели.
– За время вашей работы в «Спартаке» и сборной против вас многие болели. Можно даже сказать, что вы вызывали раздражение.
– Это естественно. Нормальное явление. Не скажете же вы, что у вас, журналистов, все по-другому? В любой профессии тот, кто выигрывает, вызывает раздражение. Со мной это началось, еще когда я выиграл три или четыре чемпионата. Я по жизни дружен с Виктором Васильевичем Тихоновым. И когда это началось, пошел к нему за советом. Он сказал: «Успокойся! Просто ты всем надоел». Я успокоился. Нечто подобное, кстати, мне говорил и Анатолий Тарасов.
– Зато сейчас, когда вы не на вершине успеха, создается впечатление, что у вас появляются новые поклонники, болельщики.
– Мне тоже так показалось. Собственно, это не новая мысль, американские психологи давно утверждают, что раз в три года работу надо менять. Или направление деятельности, или коллектив. Выигрывать, конечно, очень приятно. Но все равно стимулов становится все меньше. Лигу чемпионов нашим командам выиграть пока не по силам, а в полуфинале этого турнира я уже играл. Был в полуфиналах Кубка УЕФА и Кубка кубков. И в России я достаточно побеждал. А вот попытаться взять прежнюю высоту, но с более низкой ступени – это интересно. И я попробую.
– 50 лет – круглая дата. Как вы относитесь к магии цифр? Не пугает вас графа «возраст»?
– На меня все-таки отложило отпечаток, что я всю жизнь занимаюсь игрой. Это тяжелейшая работа, адская, но все же изначально футбол – это игра. Вот и играю всю жизнь. Как начинал мальчиком мяч гонять, так и гоняю до сих пор. Груза лет не чувствую, для меня это не проблема. Знаю, что завтра тренировка, будем бегать, гонять квадрат и все прочее.
– Порой на ваших тренировках чувствуется, что вам самому хочется побегать…
– Это как раз тот случай, когда око видит, а зуб неймет. Но желание поиграть есть сумасшедшее. Если бы мог, конечно бы, носился по полю без остановки.
– Мы в сложном положении, поздравлять с днем рождения заранее нельзя. Может, отступим от правил и вы сами что-то пожелаете читателям «КП»?
– С радостью. Естественно, здоровья, счастья, успехов. А еще хочется, чтобы в конце 2004 года мы все могли бы смело сказать – это был наш футбольный год, и нам с ним очень повезло.
О ком или о чем статья...
Романцев Олег Иванович