«Киевские ведомости», 2003
В сентябре знаменитый украинский футболист 80-90-х годов Геннадий Литовченко отметил 40-летие. Звезда этого полузащитника взошла в 83-м, когда в составе днепропетровского «Днепра» он стал чемпионом СССР, а спустя год его признали лучшим игроком страны. Затем были красивые матчи и важные победы в составе киевского «Динамо» и сборной Союза, вояж в Грецию и Австрию и, наконец, – тренерский мостик. Едва повесив бутсы на гвоздь, Литовченко стал ассистентом тренера в киевском ЦСКА, потом работал в «Кривбассе», а в начале этого сезона возглавил «Металлист», с которым собирается вернуться в высшую лигу. Именно на базе харьковского клуба Геннадия Владимировича и застал телефонный звонок журналиста…
– Как отметили юбилей?
– Сорок – не такая уж и особая дата, чтобы отмечать ее с помпой. Да и времени для празднований не было. 10 сентября вернулся из Испании, где наша «молодежка» провела заключительный отборочный матч Евро-2004, а уже через два дня «Металлисту» предстоял важный матч чемпионата страны.
– И все же есть повод для того, чтобы подвести черту под жизненным отрезком, кое-что переосмыслить, подкорректировать. Не возникает ли у вас желания что-то изменить, когда оглядываетесь назад?
– Нет, меня вполне устраивают моя футбольная карьера и личная жизнь.
– А не кажется ли вам, что вы не все сказали на футбольном поле как игрок?
– Наверное, сложно найти футболиста, который был бы полностью доволен собой. Помню, очень переживал, когда не забил пенальти в четвертьфинале Кубка чемпионов против французского «Бордо». «Днепру» тогда совсем чуть-чуть не хватило, чтобы пройти в следующий круг. Вратарь еще до удара выскочил на несколько метров из ворот и достал мяч кончиками пальцев. Увы, арбитр нарушения не усмотрел. Часто вспоминаю финал Евро-88 против голландцев, когда имел прекрасный момент, чтобы забить. Но тогда все произошло настолько быстро, что я не успел даже посмотреть, как расположился голкипер. Пробил, как говорится, вслепую и попал точно в него. После матча голландцы не скрывали, что боялись нас, но фортуна улыбнулась им.
– Будем надеяться, что вы наберете «недостающие баллы» в качестве наставника. Чего мечтаете достичь на тренерском поприще?
– Сейчас главная задача – вернуть «Металлист» в высшую лигу. Пока дела идут вроде бы неплохо. У нас подобрался боеспособный коллектив, созданы приличные условия для работы. Так что жаловаться на что-либо повода нет. А в перспективе хотелось бы создать команду, которая не только станет конкурентоспособной в национальном первенстве, но и пошумит в Европе. Если не ставить перед собой самых высоких целей, зачем тогда работать тренером?
– Когда поняли, что тренерский хлебушек тяжелее игрового?
– Как только стал помогать Бессонову в ЦСКА. Поначалу даже приходилось бороться с желанием выбежать на поле и помочь ребятам. Игрок выплескивает эмоции через физические нагрузки, тренеру же приходится все держать в себе.
– Вы совмещаете работу в «Металлисте» и молодежной сборной. Тяжело ли занимать два кресла и какая из этих команд у вас на первом месте?
– Конечно же, клуб. В «Металлисте» я отвечаю за результат. В сборной же ассистирую Павлу Яковенко, с которым мы давно знакомы и прекрасно находим общий язык. Сложностей особых в таком совмещении не вижу, тем более что по матчам первой лиги я неплохо знаю многих игроков «молодежки».
– Вы производите впечатление мягкого человека. Каков Литовченко-тренер?
– Я могу быть добрым, если вижу, что игрок полностью отдает себя футболу. Но если он валяет дурака – отношение будет диаметрально противоположным.
– Кто из наставников оказал на вас наибольшее влияние?
– Владимир Емец – он был прекрасным психологом. И, конечно, Валерий Лобановский, у которого я много почерпнул в плане тренировочного процесса, тактики… Естественно, накопились и свои идеи. Теперь пытаюсь воплотить их в жизнь.
– Днепропетровск, Киев, Греция, Австрия, Кривой Рог, Харьков… Вы были одной из ключевых фигур в «Олимпиакосе» Олега Блохина Не устали жить на колесах? Как относятся к такому положению ваши близкие?
– Я привык к постоянным разъездам и не представляю себя вне футбола. Конечно, скучаю по семье, но и дома тоже долго усидеть не могу. Жена и дочери, слава Богу, понимают, что без трибун, мяча, зеленого газона я зачахну. Важно, что мои девчонки не понаслышке знают, что такое профессиональный спорт. Супруга Ольга в свое время становилась победительницей Кубка мира по художественной гимнастике, а дочери Вика и Настя серьезно занимаются теннисом. Порой они путешествуют не меньше моего.
– Вы, кстати, слывете неплохим теннисистом… Когда пристрастились к этой игре?
– Еще в Греции, когда мы с Олегом Протасовым перебрались в «Олимпиакос». Буквально на второй день мы приобрели себе ракетки и принялись активно осваивать этот вид спорта. Благо свободного времени хватало, ведь в Греции не приходилось по несколько дней сидеть на базе.
– Протасов – ныне заметная фигура в греческом футболе. В минувшем сезоне он привел «Олимпиакос» к золотым наградам. Поддерживаете ли вы отношения с давним другом и партнером?
– Я внимательно слежу за его командой и рад, что с Олегом она добилась успеха. Но, конечно, таких тесных отношений, как раньше, уже нет. Расстояние свое дело делает. Тем не менее друг друга не забываем – регулярно созваниваемся и делимся новостями. И вот что интересно: о футболе в такие минуты практически не говорим.
О ком или о чем статья...
Литовченко Геннадий Владимирович