«Спорт-Экспресс», 20.06.2003
– В последнее время вы работали вторым тренером в португальском «Маритиму». Что это за команда?
– Она базируется на острове Мадейра – в курортном городе Фуншале, в полутора часах лета от Лиссабона. В команде много бразильцев – больше десятка! Так что основа – наполовину южноамериканская. Для Португалии это нормально: к бразильцам там отношение особое, они приезжают и довольно быстро перестают считаться иностранцами. Португалия для них своего рода перевалочный пункт, откуда они пытаются продаться подороже куда-нибудь в Европу.
– Когда началась ваша португальская эпопея?
– Прилетели мы туда с Анатолием Федоровичем в середине марта – команда была в зоне вылета и в абсолютно разобранном состоянии. Кое у кого было по пять лишних килограммов! В этот период в чемпионате был двухнедельный перерыв, и Бышовец устроил сбор. Полетели на другой остров. 20 минут лета и – полная изоляция!
– Португальцы к сборам не привыкли?
– Конечно, ворчали немного, но в основном про себя. Они не привыкли работать в таком режиме – две тренировки в день. Приезжали в гостиницу – обедали, отдыхали, а вечером снова на поле. Обычно в этот период у них было по одной тренировке. Половина команды сбросили по четыре-пять килограммов, прибавили в «физике». И почти сразу эта работа дала результат: пять побед, ничья и три поражения.
Добрались до седьмого места, а могли и в зону УЕФА подняться, если бы последний матч выиграли. Кстати, был еще такой же перерыв в чемпионате, хотели устроить второй сбор, но президент Карлуш Перейра не разрешил.
– Говорят, у вас не сложились с ним отношения?
– Он странный человек! После первых побед все было хорошо, а потом все изменилось. Может быть, ревность какая-то появилась, не на первых ролях себя почувствовал. Ведь он бизнесмен и в футболе мало что понимает. Тем не менее сначала пытался определять состав, лез не в свое дело. Бышовец взял двух молодых ребят из дубля, хотя босс был категорически против! А они сейчас заиграли: один – в юношеской сборной, другой – в молодежной.
Ну, а со мной получилось так. Неожиданно возникли семейные проблемы, и надо было срочно уехать на несколько дней в Москву. Президент отпускать не хотел. Но у меня другого выхода не было – отправил официальный факс, где объяснил ситуацию. А когда вернулся в Португалию, президент сказал, что клуб больше во мне не нуждается.
– Как-то юридически можно оспорить решение?
– Можно. Это дело адвокатов. Но тут вопрос даже не в деньгах, а в порядочности! Президент мне так и сказал: «Я плачу деньги, поэтому все и решаю!» Из интервью Анатолия Федоровича «СЭ» понял: он там тоже не останется, хотя у него контракт, как и у меня, еще на год. Но репутация у Бышовца в Португалии сейчас очень хорошая. После игр трибуны вставали и аплодировали ему. Между прочим, тысяч по восемь на стадион приходило.
– Что писала пресса?
– В основном, конечно, хвалили. Ведь мы за время работы по набранным очкам уступили только «Порту» и «Бенфике». В то же время в местной, островной прессе появилось несколько статей с критикой Бышовца. Судя по всему, их заказчиком был как раз президент «Маритиму».
– Какие планы?
– Конкретных планов нет. Есть «Алмаз», где работал до Португалии. Но пока ничего определенного сказать не могу.
О ком или о чем статья...
Кульков Василий Сергеевич