Войти

Иван Гецко: «Люблю, когда мяч, как кефаль, трепыхается в сетке»

«Спорт-Экспресс», 05.07.1999

В чемпионате Украины настоящей борьбы за первое место не получилось. Уже к середине второго круга в очередном чемпионстве киевского «Динамо» никто не сомневался. И все же одна интрига сохранялась в первенстве до последнего тура. Речь идет о гонке бомбардиров, в которой два львовянина – Гецко и Паляница, яростно соревнуясь между собой, пытались достать ушедшего вперед киевлянина Шевченко. Динамовец в заключительных матчах на поле не выходил – он находился в Милане, где скоро будет выступать за местный суперклуб. Но его 18 голов, забитые в чемпионате Украины-98/99, так и остались недостижимы. Всего по два мяча не хватило дуэту из «Карпат», чтобы сравняться с лидером атак сборной Украины… Казалось бы, в сезоне-99/2000 перед известным нападающим Иваном Гецко лежит прямая дорога на бомбардирскую вершину украинского первенства – Шевченко-то теперь намерен огорчать итальянских вратарей. Вот только где начнет новый сезон сам Гецко?

Куда бы ни забрасывала Гецко судьба, его появление в составе очередного клуба становилось заметным событием. Форварду от Бога, призванному в 20-летнем возрасте в сборную СССР из одесского «Черноморца», специалисты предсказывали яркое будущее. Забивая голы в ворота соперников, он в общем-то отрабатывал выданные ему авансы. Но и в «Маккаби» из Хайфы, и в нижегородском «Локомотиве», и во владикавказской «Алании», и в украинских «Днепре» и «Карпатах» что-то мешало удачливому бомбардиру стать звездой первой величины. Непредсказуемый на поле, он оставался таким и вне стадиона. Становясь любимцем публики, вызывал раздражение у тренеров, которые пытались обуздать норовистый характер центрфорварда. Конечно, в 31 год Гецко стал мудрее. В составе львовских «Карпат» он забил 16 голов – второй после Шевченко показатель в чемпионате Украины-98/99. И мне почему-то кажется, что главный его матч не сыгран. Знаю, что с ним ведут переговоры клубы России, Украины, дальнего зарубежья.

– Вы могли бы назвать клуб, в котором хотел бы завершить свою карьеру Иван Гецко?

– Зачем сразу о грустном. Знаете, как в том анекдоте – не дождетесь. В «Карпатах» переживаю вторую молодость: меня ценят, груз прожитых лет не гнетет, голы забиваю. Защитники по-прежнему стонут. Что еще надо? А завершать карьеру предпочту в городе футбольной молодости – Одессе. В амбициозный «Черноморец» образца начала 90-х вернулся бы не задумываясь.

– Жалеете, что восемь лет назад поспешили перебраться в «Маккаби»?

– Будь тогда у меня сегодняшний опыт, возможно, повременил бы с отъездом. Можно было дождаться приглашения попрестижнее. Мои друзья Цымбаларь и Никифоров через год перебрались в московский «Спартак». Но меня словно кто-то торопил. После того, как в составе сборной СССР вколотил итальянцам два гола, Бышовец считал делом времени мой переход в «Фоджу». Потерпи немного – играл бы в одной команде с Шалимовым и Колывановым.

– Выдержки не хватило?

– Одесса в те годы слыла поставщиком хороших футболистов в Израиль. И я, поддавшись на уговоры агентов, отправился по проторенной дорожке. Был уверен, что «Маккаби» станет лишь перевалочным пунктом в один из ведущих клубов Европы. Но «Маккаби» заломил за меня запредельную по тем временам сумму – в районе миллиона долларов. Хотя в Израиле мне было не так уж и плохо. Хорошая зарплата, в стране прижился, обзавелся друзьями-приятелями. Да и клуб не заштатный. Мы завоевали золотые медали, Кубок Израиля. За полтора сезона я забил 24 гола, став вторым в списке израильских бомбардиров. В Кубке кубков дошли до 1/8 финала, едва не обыграв «Парму».

– Говорят, характер определяет судьбу. А у вас характер явно не мед. Рассказывают, есть тренеры, которых при упоминании фамилии Гецко бросает в дрожь.

– Не знаю, кому сумел так насолить. Другое дело, что на голову себе садиться не даю. Прошу принимать меня таким, какой есть. Ведь если нет профессионализма, сколько ни делай из футболиста монаха-отшельника, отдача будет нулевая. В 31 год я нахожусь в отличной форме – знаю, от этого зависит благополучие семьи. К примеру, я не понимал, от кого пытался спрятать меня Газзаев в «Алании». У нас не было разногласий в отношении к тренировкам, но один из лучших тренеров, с которыми мне пришлось работать, решил, что должен и вне футбола уложить меня в созданную им схему. Как следствие – нервотрепка, потеря уверенности. А зачем, скажите, нужно было Бышовцу заставлять стричь модные длинные волосы меня, Канчельскиса, Юрана? Всех под одну гребенку?

– Каким образом два года назад вы оказались в «Карпатах»?

– Моя эпопея с возвращением из Израиля хорошо известна и поучительна. Все проходило под лозунгом: «Свободу товарищу Гецко!» После множества судов ФИФА выдала мне вольную. Но целый год оказался выброшенным из моей футбольной биографии. Как только пришел в Одессу мой международный трансфер, я не задумываясь принял первое же конкретное предложение – от Овчинникова из Нижнего Новгорода. Тем более что давно хотел попробовать себя в российском чемпионате.

Переход в «Аланию» оказался не самым удачным. А потом был замечательный сезон в Днепропетровске. Собранный Грозным «Днепр» мог стать достойным соперником киевскому «Динамо». Однако финансовые неурядицы не позволили нынешнему тренеру «Спартака» довести дело до конца. И потому известие, что «Карпаты» готовы принять днепропетровский десант во Львове, встретил с оптимизмом.

– Считается, что ваш дуэт с Паляницей в «Карпатах» сыграл очень удачно. Но иной раз создавалось впечатление, что вам важнее лавры лучшего бомбардира.

– Мы с Паляницей оба ярко выраженные центрфорварды. Наша задача – забивать голы. И наш вклад в успехи команды не станет отрицать никто. В этом чемпионате мы забили по 16 голов. Кто, кроме киевского динамовца Шевченко, может похвалиться таким результатом?

– Периодически в прессе проскальзывала информация о сотрясающих «Карпаты» забастовках.

– В бронзовый сезон-97/98 особых претензий к руководству «Карпат» не было. Хотя оставляли желать лучшего тренировочная база, стадион. А потом начались задержки с выплатой денег. Если шахтера кормит выработка угля, то футболиста – игра в мяч. Жаль, если из-за финансовых неурядиц не удастся сохранить такой сильный коллектив.

– Кого бы вы хотели видеть первым соперником «Карпат» в Кубке УЕФА?

– Кого-нибудь посильнее. Можно еще раз обратить на себя внимание. Я все же надеюсь еще поиграть за границей. Какие мои годы!

– Насколько я знаю, футбол в вашей семье становится семейной традицией?

– Можно сказать и так. Отец когда-то играл в команде мастеров. Сейчас младший брат выступает в первой лиге. А старший сын, которому 14 лет, со своими сверстниками из «Черноморца» на днях выехал на турнир в Марсель. Жаль, что не пошел по стопам отца – выбрал амплуа заднего защитника. Но у меня и младший занимается футболом – может, он станет форвардом.

– Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

– Люблю порыбачить. Недавно в Одессе устроил рыбалку, пригласил Никифорова. Поймали штук 500 кефалей. Были его родственники, мои. Всю рыбу не смогли унести. Жаль, не сумел вырваться из Москвы Цымбаларь. Но он уже знает о нашем улове и, наверное, завидует. Удовольствие от рыбалки можно сравнить только с радостью, которую ощущаешь, когда после хлесткого удара мяч затрепыхается в сетке ворот.

О ком или о чем статья...

Гецко Иван Михайлович