Войти

Персонально опекал Риверу

«Газета по-українськи», 13.12.2006

Лев Броварский – рекордсмен львовских «Карпат» по количеству сыгранных матчей. В футболке «бело-зеленых» он сыграл 412 поединков и признан лучшим игроком львовского футбола. Болельщики нарекли Броварского «профессором». «Карпаты» были близки к завоеванию наград чемпионата СССР 1976 года. Тогда даже сувениры с надписью «Карпаты – чемпион» изготовили.

– Домашняя победа над ленинградским «Зенитом» гарантировала нам «серебро», а ничья приносила «бронзу». Перед матчем мы никак не могли выбраться из Москвы. Просидели сутки в аэропорту. Из-за непогоды отложили авиарейсы. Поехали в результате на поезде. Проиграли 0:3. «Зенит» трижды пробил и попал, а мы даже пенальти не реализовали.

– Правда ли, что в те времена опасно было играть на Кавказе?

– Да. В 1971-м мы противостояли в Ереване местному «Арарату». Полный стадион, у армянской команды – тотальное преимущество. Маркаров забил нам, соперник вырвался вперед. В конце тайма хозяева сбили Лихачева в штрафном. Арбитр матча москвич Табаков назначил пенальти. Кульчицкий не ошибся – 1:1. А за минуту до окончания матча игроки «Арарата» сфолили уже против Грещука. Табаков снова назначает одиннадцатиметровый. Зрители выбегают на поле. Кто-то из игроков «Арарата» откровенно ударил Кульчицкого, потому что знал, что тот попадет в ворота с пенальти. К отметке подошел Шулятицкий – штанга. После игры мы сразу направились в тоннель. Часа три не выходили из раздевалки. Судью вывозила милицейская машина. Ночью возле гостиницы болельщики вышли с транспарантами: «Судья – п…раст!» На следующий день в аэропорту к нам подошли фанаты «Арарата». «Первый пенальти был?» – спрашиваем. «Был». – «А второй?» – «Тоже». «Чего орали?» – «На Кавказе два пенальти не назначают».

– Главной командой республики было киевское «Динамо». Было приглашение из столицы?

– И не одно. Первое – в 1968-м. Последнее – через семь лет. Михаил Коман и сейчас спрашивает, почему семь лет отказывал. Просто побоялся. Думал, в Киеве игра не пойдет. Даже сожалею немного.

– Почему вам не удалось сыграть в сборной Союза?

– Меня вызывал Валентин Николаев. Он формировал сборную на базе ЦСКА. Перед матчем с болгарами в Софии Николаев объяснил: «Регулярно будешь играть в сборной, если перейдешь в ЦСКА». Я категорически отказался, потому что всегда уходил от армейских порядков.

– В те времена командам распределяли поездки за границу.

– «Карпатам» доставались экзотичные страны. Дважды мы отправлялись «в ссылку» на Кубу. Туда далеко ехать и с экономической точки зрения невыгодно: магазинов нет, карточная система, все голодные. С едой были проблемы – в основном ели булочки с кофе. В военной части как-то сыграли матч и на обед подали лягушачьи ножки. Никто даже не притронулся.

– В «футбольных» странах играли?

– В 1975-м году в Италии – сыграли с «Миланом» 1:1. В центре поля играл против Риверы, лучшего игрока Европы-1969. Перед игрой через переводчика попросили обменяться футболками. Итальянцы через 5 минут принесли свою форму, а нашу взять отказались.

– Что было после завершения карьеры в «Карпатах»?

– Работал тренером в училище олимпийского резерва. Потом по направлению Федерации футбола СССР работал два года в Камеруне. Возглавлял там молодежные и юношеские сборные, а Валерий Непомнящий тренировал национальную сборную. Мы с ним шесть месяцев жили в прекрасной гостинице. Потом Валерию выделили виллу на 12 комнат, принадлежавшую министру спорта. Я жил в четырехкомнатной квартире. А игроки жили в военной части. Как-то раз мы попали туда, несмотря на запрет. Увидели казарму, двухъярусные кровати. Душа не было, стояло несколько бочек с водой.

– Вы дважды возглавляли «Карпаты» как тренер. Какой матч на этом посту запомнился больше всего?

– Со шведским «Хельсинборгом» в Кубке УЕФА 1999/2000. Команду тогда опекала Львовская железная дорога. Игрокам много задолжали. Группа футболистов прибегла к шантажу: если им не оплатят долги, то они не поедут в Швецию. Спас ситуацию тогдашний начальник Львовской железной дороги Георгий Кирпа. Сделал это за одну минуту. На собрании заверил: кроме того, что вернет долг, заплатит за выход в следующий круг по 10 тысяч долларов премиальных каждому. А в конце дал в конверте членам делегации по тысяче долларов на мороженое в Швеции. Тишина была мертвая. К сожалению, тогда мы проиграли шведам по пенальти.

– В 2002-м «Карпаты» проиграли «Волыни». Пресса писала, что матч был договорным.

– После игры узнал, что букмекеры за два часа до матча сняли ставки. Вспоминаю, судья во Львове почему-то симпатизировал «Волыни». А еще перед той игрой меня утром один из тренеров начал доставать: «Кто будет играть, на каком месте?». Хотя раньше никогда этим не интересовался. Потом, когда я ушел, «Карпаты» выиграли у «Волыни» в гостях. Многое подтвердилось.

– За год до этого «Карпаты» сыграли вничью с «Динамо». Поговаривали, президент «Шахтера» Ринат Ахметов выделил команде 700 тысяч долларов.

– Факт подтверждаю, но конкретных цифр называть не хочу. Ничего плохого в стимулировании не вижу.

– Хотели бы еще поработать тренером команды высшей лиги?

– Сейчас уже нет. Владельцы многих команд вмешиваются в работу тренеров. Доходит до маразма. Перед игрой говорят, кого ставить. На игре – кого заменить. Я с таким не могу согласиться, потому что у меня есть свои принципы.

– Чем сейчас занимаетесь?

– Возглавляю региональный Центр развития детско-юношеского футбола.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Смотрю телевизор. Теннис, снукер. В футбол играл последний раз года три назад. Ветераны собираются, зовут. Но футбол сейчас мне не доставляет удовольствия.

– Как сложилась ваша семейная жизнь?

– Неплохо. Живем втроем – я, жена и пес. Детей нет. Видно, долго в футбол играл и не успел «купить».

О ком или о чем статья...

Броварский Лев Рудольфович